ГУО « Ходцевская средняя школа Сенненского района»
Маршрут выходного дня для детей дошкольного возраста и их родителей по местам памяти героев, погибших во время ВОВ
«Память о вас мы храним!»
.
Описание материала: Представлен сценарий маршрута выходного дня с детьми старшей группы. Материал может быть полезен педагогам дошкольных учреждений.
Уважаемые родители!
Предлагаем Вам посетить с детьми места памяти героев, погибших во время войны, с целью изучения истории родного города и района, воспитания чувства патриотизма, гордости за свою страну, уважительного отношения к старшему поколению, к солдатам и участникам боевых действий. Ведь для каждого из нас очень важно сохранить память о великих людях, совершивших воинские подвиги, не жалея себя ради спасения товарищей, спасения своей Родины, спасения сегодняшнего поколения! Повсюду, помимо исторических памятников, стоят обелиски, Стеллы памяти, фигуры бронзовых солдат, братские могилы. И если даже постоять минуту с ребенком возле такого памятника склонив голову, пусть без стихов, пусть молча- это уже дань памяти павшим, и это уже останется в памяти ребенка, это уже воспитание!
Мирного неба, солнечного дня вам и хорошего настроения!
Возрастная направленность: 5-7 лет
Количество объектов: 3
Длительность путешествия: 2-2,5 часа
Протяженность : Сенно -Ходцы 21 км —Ходцы –Сенно 21 км. Всего :42 км
Цель маршрута: развитие познавательного интереса, приобщение детей к культурно-историческим ценностям родного города, района, воспитание чувств патриотизма, гордости за свою Родину, уважение к людям, защищавшим страну
Задачи:
- познакомить детей с памятниками павших героев
- дать элементарные исторические сведения о ВОВ.
- развивать патриотические чувства, память, двигательную активность,
- воспитывать патриотизм, миролюбие.
Вид экскурсии: автобусно (автомобильно)-пешеходная.
Рекомендации родителям: возьмите с собой фотоаппарат, питьевую воду, влажные салфетки, не забудьте про головной убор. Если ваш ребенок проголодается, то в конце маршрута есть магазин, где вы сможете купить ему покушать.
Описание объектов маршрута.
Объект №1 «Аллея Героев».
Местонахождение: г Сенно. Центральная площадь города.
Если вы живете в городе Сенно, то начните свой маршрут с посещения памятного и значимого места в город - Аллеи Героев. Здесь покоятся более двухсот человек - это партизаны, подпольщики, красноармейцы, погибшие в разные годы войны. Место памяти - в самом центре города, несколько лет назад мемориал реконструировали. Сюда приходят гости города и приносят цветы, возлагают венки, здесь стоят школьники в почетном карауле. Люди разных возрастов и национальностей хранят в своем сердце память о тех, кто не вернулся с войны. Всего же на территории Сенненского района более сорока братских захоронений времен Великой Отечественной войны.
Содержание беседы с ребёнком по ходу движения по маршруту
Спросите у ребёнка знает ли он что-нибудь о Великой Отечественной войне.
-
Расскажите ребенку, что 22 июня 1941 года — одна из самых печальных дат в истории Беларуси, день, который нельзя забыть. В этот далёкий летний день люди занимались обычными делами. Школьники готовились к выпускному вечеру. Девочки играли в «дочки — матери», непоседливые мальчишки скакали верхом на деревянных лошадках, представляя себя красноармейцами. И никто не подозревал, что мирную жизнь разрушит война. На нашу Родину напали фашисты, иноземные захватчики. И люди пошли воевать — защищать свою землю. Очень многие солдаты и мирные жители погибли в ВОВ.
-
Поинтересуйтесь у ребёнка: «Что и где ты слышал о войне? Как ты думаешь, мы должны помнить о тех, кто не пришел с войны? Как люди сохранили память о войне? (о героях войны написано в книгах, стихах, песнях, снято в фильмах, в городах поставлены памятники).
-
Спросите у ребенка «Что такое памятники? Для чего их, возводят?» (слово «памятник» происходит от слов «память», «помнить». Это скульптурные сооружения, обелиски. Строят их в честь какого-либо героя войны или важного события, чтобы люди помнили этих героев на долю которых выпало тяжёлое время войны. Памятник — это напоминание нам о тех, кто погиб в партизанских отрядах, на полях сражений, кто просто не дожил до дня Победы).
-
Вот и мы сейчас пришли на одно из святых, для всех жителей нашего города место. Таких мест в нашем городе много, но есть такие места и в других уголках нашего района. Вот сегодня мы с тобой оправимся в маленькое путешествие по местам боевой славы.
Объект №2
Чуть в стороне от здания школы — братская могила советских воинов.
В июле 1944 года все бойцы 919-го сапёрного полка 251-й стрелковой дивизии погибли, освобождая свою землю от фашистских захватчиков.
Посещая братскую могилу в деревне Мощены объясните, что Братская могила — это групповое захоронение умерших примерно в одно время, в результате сражения.
Расскажите ребенку, что у памятника ведут себя тихо, кладут цветы , мужчины и мальчики снимают головные уборы, стоят некоторое время молча, склонив голову и тихо отходят.
Прочитайте ребенку стихотворение Михаила Исаковского с постепенным его заучиванием на память.
Куда б ни шёл, ни ехал ты,
Но здесь остановись,
Могиле этой дорогой
Всем сердцем поклонись.
Кто б ни был ты — рыбак, шахтёр,
Учёный иль пастух, —
Навек запомни: здесь лежит
Твой самый лучший друг.
И для тебя, и для меня
Он сделал все, что мог:
Себя в бою не пожалел,
А Родину сберёг.
Чтобы немножко убрать напряжение, от посещения Братской могилы, уходя, разучите с ребенком мирную считалку:
Мирная считалка
Раз-два-три-четыре-пять!
Всех чудес не сосчитать.
Красный, белый, желтый, синий!
Медь, железо, алюминий!
Солнце, воздух и вода!
Горы, реки, города!
Труд, веселье, сладкий сон!
А война пусть выйдет вон!
(М. Карем)
Объект №3
Братская могила советских воинов и партизан в деревне Ходцы.
Расположена на автодороге Витебск-Сенно 21 км от Сенно.
Обелиск, высотой 4 метра, установлен в 1958 году, на месте захоронения 56 человек.
Расскажите ребенку куда вы приехали, как называется это место, расскажите о том, кто такие ветераны и герои Великой Отечественной войны. Их осталось совсем мало. Что их смелость и мужество помогли победить врага. Люди помнят о павших воинах, приходят сюда с цветами и венками.
Если ваш ребенок устал, проведите ним игру «Солдат» на координацию движений
Игра « Солдат»
На одной ноге постой-ка,
Если ты солдатик стойкий.
А потом постой на правой,
Если ты солдатик бравый.
А потом постой на левой,
Если ты солдатик смелый
Рефлексия
Наше путешествие подошло к концу. Мы увидели и узнали много интересного. После прогулки не забудьте поинтересоваться у ребенка дома:
- Что тебе понравилось и запомнилось в нашем путешествии?
- Хочешь ли ты еще узнать про другие памятники и обелиски в нашем районе?
- Расскажешь ли ты своим друзьям о нашем путешествии?
По дороге домой можно попробовать разучить с ребенком одно из стихотворений:
Пусть дети не знают войны
Войны я не видел, но знаю,
Как трудно народу пришлось,
И голод, и холод, и ужас –
Всё им испытать довелось.
Пусть мирно живут на планете,
Пусть дети не знают войны,
Пусть яркое солнышко светит!
Мы дружной семьёй быть должны! (М.Владимов)
.
Ля Вечнага агню
Вечны агонь…
Гэта светлая памяць Радзiмы
Пра бессмяротных герояў яе.
Гэта – наша гатоўнасцьБыць iмi.
Гэта – наша пракляццеВайне. (Мiхась Пазнякоў)
Куда б ни шёл, ни ехал ты,
Но здесь остановись,
Могиле этой дорогой
Всем сердцем поклонись.
Кто б ни был ты — рыбак, шахтёр,
Учёный иль пастух, —
Навек запомни: здесь лежит
Твой самый лучший друг.
И для тебя, и для меня
Он сделал все, что мог:
Себя в бою не пожалел,
А Родину сберёг. (Михаил Исаковский)
.
Предложите ребенку вместе нарисовать, то, что больше всего запомнилось во время прогулки. Так же можно подготовить со своим ребенком фотоотчёт о том, где вы побывали.
Пальчиковая гимнастика «Солдаты»
Мы солдаты, мы солдаты,
Бодрым шагом мы идем. Пальцы бодро «маршируют» по столу.
В нашу армию, ребята, Пальцы сжаты в кулак, указательный вверх
Просто так не попадешь. и покачивается влево-вправо.
Нужно быть умелыми, Ладонь вверх, пальцы растопырены,
Сильными и смелыми. сжимаются и разжимаются.
.
Поиграйте с ребенком
Дидактическая игра «Кто где служит?»
Небо охраняют - лётчики;
Границу - пограничники;
В танковых войсках служат - танкисты;
В пехоте - пехотинцы.
А ты знаешь, чем занимаются военные?
.
Дидактическая игра «Кто что делает?»
Я буду называть профессию, а ты мне говори, что делает человек:
Лётчик - управляет самолётом;
Пограничник - охраняет границу;
Танкист - управляет танком;
Подводник - плавает под водой;
Моряк - управляет кораблём;
Сапёр - обезвреживает мины.
.
Автор работы:
Самарина Татьяна Анатольевна, воспитатель дошкольного образования
ГУО «Ходцевская СШ»