Консультация для родителей
Каждый родитель мечтает о том, чтобы его ребенок добился успехов в учебе, чтобы состоялся как личность, чтобы чувствовал себя свободно и уверенно.
Чтобы ваши мечты стали реальностью, научите вашего ребенка говорить. Учась говорить, он учится думать. Речь и мышление взаимосвязаны и являются основой познавательного процесса обучения.
Неполноценная речь отрицательно сказывается на развитии ребенка, сдерживает формирование познавательных процессов, порождает отрицательные черты характера.
Готовя детей в школу, родители учат с ними алфавит, учат читать, считать, некоторые развивают мелкую моторику, а на звуковой анализ слов никакого внимания не обращают. Между тем работать со звуком не менее важно, чем знать азбуку. Ребенок должен слышать есть ли звук Д в слове «дом».
Уметь определять, где он находится - в начале, в середине, в конце слова; какой звук идет раньше - Д или М. Неумение различать звуки речи, находить тот или иной звук в слове и определять его место относительно других - самая частая причина возникающих проблем с чтением и письмом. Поэтому подготовительная работа должна вестись в комплексе, включая в себя различные направления.
Развитие умения правильно слышать и выделять звуки речи.
Ребенку важно уметь:
- определять место заданного звука в слове (в начале, в середине, в конце);
- делить слова на слоги;
- развивать слоговой анализ и синтез;
- различать твердые и мягкие согласные;
- различать гласные и согласные звуки;
- различать слова, похожие по звучанию;
- различать слова, отличающие одним звуком;
- находить слова, в которых нет заданного звука;
- осознать основные элементы языка.
Формирование правильного звукопроизношения.
Причины нарушения звукопроизношения различны- привычка вяло и нечетко произносить звуки, подражать речи взрослых, органические нарушения центральной нервной системы и речевого аппарата.
Родители должны сами говорить правильно, называя все предметы соответствующими словами, не коверкая их, не подражая речи детей.
Если ребенок после 5 лет произносит отдельные звуки неправильно, родителям необходимо обратиться за консультацией к логопеду. Ошибки в устной речи спровоцируют появление ошибок при чтении и письме.
Занятия эффективнее проводить в игровой форме. Продолжительность занятия должна быть не более 15-20 минут.
Развитие моторики и графических навыков.
Необходимо тренировать:
- пространственное восприятие, пространственное представление, зрительно-
пространственный анализ и синтез (ориентировка на собственном теле);
- дифференциация правых и левых его частей; ориентировка в окружающем пространстве:
- расположение предметов по отношению к ребенку, между предметами и их
изображениями, ориентация в понятиях «справа», «слева», «внизу», «вверху» и т.д.);
- общую моторику;
- мелкую моторику- развитие (игры с мелкими предметами, шнуровки и т.д.).
Используя приемы:
- пальчиковые упражнения;
- пальчиковые игры;
- штриховки (вертикальные, наклонные, горизонтальные, округлые, узоры в тетради в клетку, дорисовывания предметов и т.д.).
Развитие звукобуквенного анализа.
Ребенка надо научить:
- устанавливать последовательность звуков в словах, обозначать их соответствующими буквами;
- понимать смыслоразличительную роль буквы.
Развитие словаря.
Формировать умения:
- развивать навыки словоизменения:
- изменение существительных по падежам: без хвоста, курице, медведя, пилой, на столе;
- изменение существительных по числам: кошка - кошки, стол – столы, ухо – уши;
- изменение прилагательных по родам: майка желтая, мяч желтый, яблоко желтое;
- изменение глаголов по временам: девочка поливает, девочка поливала, девочка польет, (девочка будет поливать);
- подобрать глагол к существительному: бабочка … (летает), бабочки … (летают);
- согласование существительных с числительными: одна тетрадь, две тетради, пятьтетрадей, один карандаш, два карандаша, пять карандашей, одно яблоко, два яблока, пять яблок;
- развивать навыки словообразования:
- образование глаголов с противоположным значением: завязывать – развязывать,приклеить- …, включить-…, задвинуть-…, притащить-…;
- образование существительных с помощью уменьшительно-ласкательного суффикса:
ключ – ключик, пуговица- …, звезда-…;
- образование прилагательных от существительных: дерево – деревянный, железо- …,глина-…, снег-…, бумага-…;
- образование глаголов от прилагательных: красный – краснеть, белый-…, черный-…;
- подбор родственных слов: свет- светлый, светать, светло, светик, дом-…, стол-…;
- образование слов, обозначающих профессию с помощью суффиксов: стекло- стекольщик, сварка- …, кран- …, сапог- …, двор- …;
- образование от глагольных основ глаголов с помощью приставок:при…(приехать), у…, за…, от…, пере…, до...
- образование прилагательных, обозначающих неполноту действия: синей- синеватый, зеленый-… .
- подбирать обобщающие слова;
- использовать в речи глаголы с приставками;
- подбирать противоположные по смыслу прилагательные;
- употреблять наречия;
- понимать значения слов;
- определять количество и последовательность слов в предложении;
- составлять предложения, рассказ по сюжетным картинкам;
- пересказывать текст;
- рассказывать сказку.
Обучение чтению.
Если ребенок учится читать, необходимо помнить, что чтение должно быть осмысленным, ребенок должен помнить прочитанный текст, уметь его пересказывать.
Если Вы внимательно отнесетесь ко всем направлениям, то это будет хорошей профилактикой нарушений письма.
Развитие речевого дыхания у детей
Развитие дыхания
Дети имеют нарушения речевого дыхания различной степени выраженности. Это связано с недостатками моторного развития. Зажатость или общая несогласованность работы мышц препятствуют формированию нормального речевого выдоха и постановке звуков.
Первоначально проводится работа над развитием длительного выдоха без участия речи. При этом важно следить за тем, чтобы дети не поднимали плечи, излишне не напрягали мышцы дыхательного аппарата, чтобы выдох был плавным, постепенным, длительным.
Дыхательная гимнастика без использования игровых приемов
- Ребенок делает вдох - выдох (рот при этом закрыт), попеременно зажимая то одну, то другую ноздрю.
- Тренировка носового выдоха. Ребенок глубоко вдыхает и длительно выдыхает через нос. Рот при этом закрыт.
- Тренировка ротового выдоха. Ребенок вдыхает и выдыхает через рот (ноздри ребенка можно закрыть пальцами на начальном этапе выполнения данного упражнения).
- Вдох через нос, длительный выдох через рот. Необходимо следить, чтобы ребенок не поднимал плечи и не напрягался.
- Вдох через рот, выдох через нос.
Рекомендации родителям
- Длительность выполнения данных упражнений около 5 минут.
- Упражнения выполняются в положении стоя в естественной позе, не напрягаясь.
Дыхательная гимнастика с использованием игровых приемов
- «Футбол»- из кусочка ваты скатайте шарик.
Это мяч. Ворота - два кубика или карандаша. Ребенок дует на «мяч», пытаясь«забить гол». Вата должна оказаться между кубиками.
- «Листопад» - вырежьте из тонкой цветной бумаги осенние листья. Предложите ребенку устроить листопад дома, сдувая листочки с ладони.
- «Живые предметы» - возьмите любой карандаш. Положите его на ровнуюповерхность. Предложите ребенку плавно подуть на карандаш. Предмет покатитсяпо направлению воздушной струи.
- «Задуй свечу» - предложите ребенку задуть горящую свечу. Необходимо следить заплавностью выдоха и его достаточной интенсивностью.
- «Ветряная мельница» - для этой игры необходима игрушка - мельница из
песочного набора или вертушка. Ребенок дует на лопасти игрушки, взрослый сопровождает его действия стихотворным текстом:
Ветер, ветер, ты могуч,
Ты гоняешь стаи туч!
- «Снегопад» - сделайте снежинки из ваты (рыхлые комочки). Предложите ребенку устроить снегопад дома. Положите «снежинку» на ладошку ребенку. Пустьон правильно сдует ее.
Снег, снег кружится,
Белая вся улица!
Собрались мы в кружок,
Завертелись как снежок.
- «Бабочка»- вырежьте из бумаги несколько бабочек. К каждой бабочке привяжите нитку на уровне лица ребенка. Произнесите с ним русскую народную поговорку:
Бабочка-коробочка,
Полети на облачко,
Там твои детки-
На березовой ветке!
Затем предложите подуть на бабочку длительным плавным выдохом, «чтобы она полетела».
- «Кораблик» - пуская бумажный кораблик в тазу с водой, объясните ребенку, что для того, чтобы кораблик двигался, на него нужно дуть плавно и длительно. Заканчивая игру, произнесите вместе с ним:
Ветер, ветерок,
Натяни парусок!
Кораблик гони
До Волги - реки!
- «Шторм в стакане» - для игры необходимы соломинка для коктейля и стакан с водой.
Посередине широкого языка кладется соломинка, конец которой опускается в
стакан с водой. Ребенок дует через соломинку, чтобы вода забурлила. Следите,чтобы щеки не надувались, а губы были неподвижны.
Рекомендации родителям
- Воздух необходимо набирать через нос, плечи не поднимать.
- Выдох должен быть длительным, плавным.
- Необходимо следить, чтобы не надувались щеки (на начальном этапе можно прижать их ладонями).
- Упражнения можно выполнять как в положении сидя. Так и стоя.
Не переусердствуйте! Достаточно 3-5 повторений. Многократное выполнение дыхательных упражнений может привести к головокружению.Через несколько занятий усложняйте упражнения: во время выдоха пусть язык лежит на нижней губе.
Речевое дыхание - основа звучащей речи, источник образования звуков, голоса.
Занимаясь со своим ребёнком помните, что ему нужен не только наставник, но и партнер по игре!
Литература:
1 Байкова С.В. Развитие лексики и грамматического строя у дошкольников: Картотека знаний с усложнением.- СПб:КАРО, 2005. - 32 с. - (Коррекционная педагогика).
2 Голубева Г.Г. Коррекция нарушений фонетической стороны речи у дошкольников: Методическое пособие. - СПб.: Издательство РГПУ им. А. И. Герцена: Союз, 2000.